Владимир Строганов (vstromata) wrote,
Владимир Строганов
vstromata

Й. Ашлаг. Дом, где Врата Намерений (Бейт Шаар hа-Каванот)

Глава 1

1)* [1] Вот, есть Тот, Кто изъявляет (мааци́ль), и Изъявленное (неэцáль). В Изъявленном есть четыре Основы (есодóт): Огонь (эш), Ветер (рýах), Вода (мáим), Прах (афáр). Они же – Четыре буквы Йуд-hЕй-Вав-hЕй (АВАЯ, Господь). Они же – Мудрость (хохма), Разум (бина́), Великолепие (тифе́рет) и Царство (малхýт). И вот, они же – ТáНТА [Таами́м – Вкусы, знаки кантилляции, Некудóт – Точки-огласовки, Таги́н – Коронки над Буквами, и Отийóт – Буквы]. Они же – четыре Мира АБЕА (Ацилýт – Мир Изъявления, Брия́ – Мир Творения, Ецирá – Мир Созидания, Асия́ – Мир Действия). Они же – четыре состояния, что в Человеке:

- первое – Человек Внутренний (адам hа-пними), его Духовная (руханию́т) [основа], которая зовётся НаРаНХаЙ (нéфеш, рýах, нешамá, хая́, ехидá);
- второе – Тело (гуф);
- третье – Облачения (мальбуши́м) на Теле;
- четвёртое – Дом (байт), в котором сидит Человек и Тело его, и его Облачение.

2) И состояния все эти состоят из четырёх, и таковы они: Духовная [основа] – первое, и это – Душа Души (нешама ле-нешама), а также Нефеш, Руах, Нешама (НаРаН). Второе – Тело: Кости (ацамóт), внутри которых Мозг (мóах), а также Жилы (гиди́н), Плоть (басáр) и Кожа (ъор), как написано: «кожею и плотью Ты одел меня, костями и жилами скрепил меня» [2].

3) Третье – Облачения, (левуши́м). И вот, они известны как Облачения, положенные обычному Священнику (ко́hен hедио́т): Рубашка и Штаны, Тюрбан и Пояс, поскольку те четыре, что у Первосвященника (ко́hен гадо́ль), суть Облачения более высокие, чем эти, как говорится в Зоhаре, что эти – Облачения Имени АДНИ, а эти – Облачения Имени АВАЯ [3]. Но главное, что есть всего четыре состояния.

Четвёртое состояние – Дом. Есть Дом (байт) и Двор (хацéр), и Поле (садé), и Пустыня (мидбáр).

Однако, во всех этих четырёх частных состояниях есть состояние одно, которое их все в себе содержит, оно же – среднее меж каждыми двумя и оба их в себе содержит.

4)* [4] Теперь, когда мы знаем, что все Изъявленные [сущности] (неэцали́м) есть состояние одно, и состоит оно из четырёх Основ, и это – четыре Буквы Йуд-hЕй-Вав-hЕй, они же суть четыре Мира АБЕА, и состояние ещё одно есть, пятое и Высшее, Посредник (эмцаи́, «среднее») между ними и Эйн Соф, теперь рассмотрим каждый Мир как нечто целое, а после снова, с Божьей помощью, рассмотрим их все вместе как целое одно.

5) Итак, всё, что во всех Мирах сотворено – четыре состояния всего лишь, и это Йуд-hЕй-Вав-hЕй, они же: Духовное, что называется Душою (нешама́),  Члены (эвари́м) Тела,  Облачения, и состояние Дом.

6) Мы будем говорить о мире Ацилут, и из него понятны станут нам все остальные. Итак, всего изъявленного (ацилут) Внутреннее есть Духовность, и называется Душою (нешама). И в Члены Тела облачается она, и называются они Сосудами (кели́м). И совокупность эта Десяти Сфирот зовётся Голова (рош), Конечности (зроо́т, «руки») и Тело (гуф).

7) Вернёмся же к понятию Тело, и это  – десять Сфирот, десять мер, ибо есть в них граница (гвуль) и мера (мида́). Как сказано в Трактате о Чертогах (пиркей hа-hэйхалот), в главе об Уровне и Величине (шиу́р кома́), «есть двести тридцать и шесть тысяч десятков тысяч распростертий (парсао́т)» [5]. И Тело это облачается в Облачения Ацилута, как мудрецы сказали: «в десять облачений облачён Святой, благословен Он, облачением Величия» [6]. И сказано: «Господь есть Царь, Он облачён Величием» [7]. И в этом тайна слов Трактата о Чертогах, «что там – Халат (хилу́к) Творца (борэ́) благословенного, зовётся он Захариэ́ль» [8]. Душе же, что внутри него, нет меры совершенно. Однако, по отношению к Эйн Соф, мы тоже можем говорить о мерах и Сфирот в Душе.

8) И вот, Облачения эти – в Домах, которые суть семь Чертогов Ацилута. Они-то, собственно, и есть сам этот Мир: и Небо, и Земля, и Воздух между ними, и все они суть состояние Дома́, и Миром Ацилут они зовутся, в котором Высший Человек сидит: Душа его и Тело, и Облачения Царские, которые даны ему в Чертоге Высшего Царя. И в целом это – Мир Ацилут.

9) Четыре эти состояния суть состояние одно – десять Сфирот, что начинаются от Мудрости, Хохмы. Четыре Состояния в них есть, а также есть ещё и состояние Кéтер, Венец,– оно есть Пятое, и Корень для всего. И есть в нём также Корень четырёх состояний вышеупомянутых. И получается, что Свет и Душа-Нешама, которая в Венце, есть Корень для Десяти Сфирот Душ Ацилута, что начинаются от Мудрости. Венца же Тело – Корень для десяти Сфирот тех Тел, что в десяти Сфирот Ацилута, что начинаются от Мудрости. А Облачения Венца есть Корень для десяти Сфирот тех Облачений, что в десяти Сфирот Ацилута, что начинаются от Мудрости. Венца Чертоги – Корень для десяти Сфирот Чертогов, что в десяти Сфирот Ацилута, что начинаются от Мудрости.

10) А после сотворён был Мир Брия таким же точно образом. Через Экран, который стал Полом (кáрка) Чертога Ацилут, [Свет] книзу стал светить, и отпечатался там отпечаток всего, что было в Мире Ацилут, и называется он Миром Брия, поскольку это Свет Порождения, но не сам Высший Свет уже. Однако, так как он есть отпечаток Ацилута, должны и в нём быть все те же состояния, что в Ацилуте.

Простой Свет

1) Вот, Есть Тот, Кто изъявляет, и Изъявленное. В Изъявленном четыре есть Основы… Здесь [Ари] преподаёт нам великое правило, в котором заключена вся Мудрость, чтобы [мы могли] постичь и познать, что общее в совокупности и все его частные детали, до самых малых, подобны одно другому. Ибо всё существующее (мециут), в совокупности, все [сущности] как высшие, так и низшие, представляют собой только пять состояний (бхинот): Кетер, Хохма, Бина, Тиферет и Малхут, именуемые пятью Мирами: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия, где Адам Кадмон – Кетер, и это означает, что он Корень всего, Маациль, Мир Ацилут – Хохма, Мир Брия – Бина, Мир Ецира – Тиферет и Мир Асия – Малхут. И они же – четыре Буквы Имени Йуд-hЕй-Вав-hЕй (далее – АВАЯ): Йуд – Хохма, первая hЕй – Бина, Вав – Тиферет и нижняя hЕй – Малхут. И также они называются: Таамим (Вкусы), Некудот (Точки, Огласовки), Тагин (Коронки), Отийот (Буквы). Таким образом, одно только Имя АВАЯ, то есть, Хохма, Бина, Тиферет и Малхут, содержит в себе всю совокупность Миров, где Кончик [Буквы] Йуд – это Маациль, или же Мир Адам Кадмон. И  соответственно  этому,  нет  во всём сущем (мециут) ни малейшей детали, чтобы не было в ней этих пяти Состояний, КаХаБ ТуМ.

И причина этого в том, что нет ничего, что было бы изъявлено (неэцаль) и сотворено (нивра) иначе, как посредством Сфиры Малхут, причём Малхут в обязательном порядке включает в себя четыре более высоких по отношению к ней и ей предшествующих состояния – ведь она является низшим из пяти состояний. И потому десять первых Сфирот, которые возникли (яцу, «вышли») после Первого Сокращения (цимцум алеф), называются Миром Адам Кадмон, или – Линией (кав) Бесконечного (Эйн Соф) благословен Он, начинается у (бе-самух ле-, «поблизости от») Эйн Соф, благословен Он, и оканчивается в Точке Этого Мира (олам hа-зе). И возник вышел в резуьтате Зивуга в Сфире Малхут, и потому в нем в обязательном порядке есть пять вышеупомянутых состояний. Так же и четыре Мира АБЕА и все их составляющие (пратим – частности, детали) также  возникают в результате Зивуга в Сфире Малхут, и в них также в обязательном порядке есть эти пять Состояний.

И необходимо знать, что десять Сфирот КаХаБ ХаГаТ НеhИМ – это не что иное как только пять состояний, КаХаБ ТуМ (см. Эц Хаим, Врата 47, гл 1 и Врата 11, гл. 5). А то, что мы насчитываем десять Сфирот, это потому, что в одной из них, Тиферет, есть шесть Сфирот ХаГаТ НеhИ (см. там же). А то, что Тиферет сама состоит из шести Сфирот, это по причине включения Сфирот одну в другую, и каждая включает в себя все.

И поэтому есть пять состояний в Кетере, пять состояний в Хохме, пять состояний в Бине, пять состояний в ЗА и пять состояний в Малхут. Однако, включение ГаР в Тиферет не является включением полным (шлема), поскольку Сфира Тиферет представляет собой Свет Хасадим и состояние Тело (гуф), и как включатся в неё три состояния, КаХаБ, которые являются по сути Светом Хохма? И потому считается, что КаХаБ включаются в неё, спустившись со своей  ступени  и  соделавшись  тремя   Хасадим, и потому изменилось их имя на ХаГаТ. И потому пять состояний в ней называются именем ХаГаТ НА. И это указывает на то, что КаХаБ, которые включились в Тиферет, сделались в ней Хасадим, и нет в них Хохмы. А Нецах – его (ЗА) собственное состояние, а hОд – включение Малхут в нее (Тиферет), и потому они называются «пять Хасадим», чтобы указать на это. Также и в Малхут нет включения КаХаБ в полноте (шлимут), и также и в ней они называются ХаГаТ, как в ЗА. И пять состояний ХаГаТ НА называются в ней «пять Гвурот», так как они все представляют собой состояние Гвурот. Так же и Сфира Есод представляют собой состояние, состоящее из взаимовключения пяти Хасадим, что в Тиферет, и сама по себе не является новым состоянием (см. Эц Хаим,  Врата «Разъяснение Некудот», гл. 5).

Таким  образом, эти  десять  Сфирот  суть  не  более  и  не  менее чем пять состояний, каждое из которых состоит из всех. Но есть различие в характере этого включения, поскольку только ГаР включают все пять состояний в их полноте, и поэтому считается, что в каждой из них есть КаХаБ ТуМ в полноте. Однако, в Тиферет, где КаХаБ стали Хасадим, получается, что, хотя она и содержит в себе КаХаБ, тем не менее, ей их недостаёт – ведь они стали в ней состоянием ХаГаТ, и потому считается, что Тиферет состоит из шести Сфирот ХаГаТ НеhИ – чтобы подчеркнуть нехватку (хисарон) КаХаБ, который в ней имеется. И потому получается, что КаХаБ включает каждую из десяти Сфирот как таковых, включающих в себя КаХаБ, шесть Сфирот Зеир Анпина и Малхут. Причём, новое свойство, которое появилось в ЗА, а именно, что пять его состояний, стали в нем пятью Хасадим, тоже включено в каждую из [Сфирот] КаХаБ. Но в ЗА не так: в нём есть только шесть Сфирот ХаГаТ НеhИ, ибо нет в нем от трех состояний КаХаБ, кроме трёх Хасадим, называемых ХаГаТ, как сказано выше. И получается, что эти ХаГаТ НеhИ, включенные в саму Тиферет, не являются преимуществом над ГаР, но напротив, указывают на хисарон ГаР в нём (ЗА). И это объяснено у Ари в Древе Жизни, Вратах 11, гл. 5 и в других местах, а также в ТЭС, ч. 5, где это объясняется подробно, и запомни эти вещи, ибо без них в словах Ари ничего понять невозможно. А то, что Ари насчитывает только четыре состояния, ХуБ ТуМ, а не пять состояний, КаХаБ ТуМ, это потому, что Кетер считается корнем всех четырех состояний, и не причисляется к ним, как написано здесь, в пункте 9. А объяснение этих четырех бхинот подробно изложено в ТЭС, ч. 3, гл. 1 и 2, в Ор Пними, а также в Ор Пними в ч. 1, с. 5, со слов «А смысл этого…». Внимательно прочитай все эти пояснения, ибо знание этих четырех бхинот – это корень всей мудрости [каббалы].

11)* Однако, принцип самый общий краток, и он таков: во всех десяти Сфирот, что в Мире Ацилут, и также в Кетере, есть в каждой Корень и Душа, и Тело, и Облачение есть, и Чертог. И точно так же  – и в БЕА, и точно так же в АК, который – Корень всех АБЕА.

12) И получается, что всё Изъявленное – это АВАЯ одна лишь только, в которой все пять состояний есть, и это: Кончик Йуд в АК, Йуд в Ацилуте, hЕй в Брия, Вав в Ецира, hЕй в Асия. И каждое из этих состояний состоит из всех пяти,

13) поскольку в кончике той Йуд, что в АК, одна своя есть АВАЯ, в которой тоже пять есть состояний, и это те же пять состояний вышеупомянутых, из коих состоит сам АК, и это:  АК и АБЕА, что в нём, и это:  Корень, Душа, Тело, Облачение и Чертог. И так же в Йуд, что в Ацилуте, одна есть АВАЯ, которая в себе содержит все пять состояний вышеупомянутых. И так, таким же образом, и остальные Буквы, что в БЕА. Порядок общий же таков, что все пять Букв в себе содержат каждую из всех, и этих состояний – двадцать пять.

14) И далее, таким же образом, другие целокупности, и каждая из них в себе содержит все двадцать пять состояний, и таковы они, что в Йуд, что в Ацилуте одна есть АВАЯ, которая в себе содержит все пять состояний, и каждое из них в себе содержит пять, и это: десять Сфирот – Корень, десять Сфирот – Душа, десять Сфирот – Тело, десять Сфирот – Облачение и десять Сфирот – Чертог. И так, таким же образом, в Кончике Йуд, в АК, в Йуд, в Ацилуте, в Букве hЕй,  в Брия, в Букве Вав, в Ецира, и далее.

15) И получается, короче говоря: в Прачеловеке, АК, который собою представляет Кончик Йуд, есть одна полная АВАЯ, которая в себе содержит пять состояний: Корень, Душа, Тело, Облачение и Чертог. И каждое из этих состояний в себе содержит пять, и это: десять Сфирот – Корень, десять Сфирот – Душа, десять Сфирот – Тело, десять Сфирот – Облачение и десять Сфирот – Чертог. И каждая Сфира из этих десяти Сфирот содержится в пяти Парцуфах, которые суть Корень и АБЕА.

Простой Свет

12) Всё Изъявленное – это АВАЯ одна лишь только, в которой все пять состояний есть, и это: Кончик Йуд в АК, Йуд в Ацилуте... и каждое из этих состояний состоит из всех пяти. Эти пять состояний, что в Высшем Свете – относительно самих себя нет в них никакого различия от Мира к Миру и от ступени к ступени, а все различия в Мирах и ступенях – только в свойствах Экранов, что в Кли Малхут, над которыми соделался Зивуг де-акаа, поднимающий Возвратный Свет (ор хозер), который облачает Высший Свет (ор элион), о чём пишет Ари в Древе Жизни,  Врата 47, гл. 1. И есть в этом Экране четыре состояния Авиюта [9]. Благодаря  Зивугу с Высшим Светом самый плотный (ав) Экран раскрывает самый высокий уровень Света: Авиют четвёртого состояния (далет) выводит полный уровень (кома шлима) Возвратного света до Кетера, уровень Авиюта третьего состояния (гимель) – только до Хохмы, Авиют второго состояния (бет) – до Бины, и первого состояния (алеф) – только до ЗА. А если в Экране есть только состояние Корень (шореш) Авиюта, выходит лишь только уровень Малхут, как написано в Древе Жизни, Врата 47, гл. 1 и 2, и подробно объясняется в ТЭС, в ч. 5 в начале, и в ч. 2, во Внутреннем Созерцании, где подробно описаны эти понятия и разъясняется их смысл.

И в этом – все различия между этими пятью Мирами АК и АБЕА, ибо Экран состояния Далет используется в АК, и потому Возвратный Свет притягивает там уровень Кетер, и поэтому он считается Кетером всех Миров. Экран состояния Гимель используется в Мире Ацилут, где Возвратный Свет притягивает уровень Хохма, и потому Мир Ацилут считается Хохмой Миров. Экран состояния Бет используется в Мире Брия, который притягивает только уровень Бина, и потому он считается Биной Миров. Экран состояния Алеф используется в мире Ецира, который притягивает только уровень ЗА, и потому считается Зеир Анпином Миров, или Тиферет. И самый слабый Экран  – в Мире Асия, и потому есть там только уровень Малхут. Но все эти четыре состояния Прямого Света равны (бе-шава), даже в Мире Асия, тоько в Асия в них есть только уровень Малхут,  в Ецира во всех четырёх состояниях есть только уровень ЗА и т. д., подобным образом.

И не следует задаваться вопросом, что если в Мире АК есть пять Парцуфов, пять уровней, один над другим, и такие же в Ацилуте, называемые Арих Анпин, Абба ве-Има и ЗоН, то чем отличаются ЗоН де-АК от ЗоН де-Ацилут или от ЗоН целокупности (клаль) Миров Ецира и Асия? А дело в том, что каждый Мир определяется в соответствии с его высшим состоянием, что в нём. А так как высший Парцуф де-АК, Гальгальта, является Парцуфом уровня Кетер, то и все остальные Парцуфы считаются ступенями Кетера. И таким же образом в Мире Ацилут, в высшем Парцуфе которого, называемом Арих Анпин, есть уровень Хохма, получается, что все остальные Парцуфы являются ступенями Хохмы. И так же в Брия, из-за того, в его высшем Парцуфе есть уровень Бина, то и все [её Парцуфы суть] ступени Бины. И так же в Ецира, в высшем Парцуфе которого есть только уровень Зеир Анпин, все его ступени суть только ступени ЗА. И так же в Асия [её Парцуфы] считаются ступенями Малхут.

И общее правило таково, что все ступени, находящиеся в каком-либо Мире, понимаются как относящиеся к его высшему Парцуфу и считаются его Ветвями, и его уровень светит во всех его Ветвях.

[1] * Древо Жизни, часть 2, Врата 42, глава 1.
[2]  Иов 10:11.
[3] ?
[4] * Древо Жизни, часть 2, Врата 42, глава 2.
[5] ?
[6] ?
[7] ?
[8] ?
[9] досл. «толщина», «плотность». На иврите слово Авиют – ж. р., но, используемое как каббалистический термин, на русском склоняется по м.р.
Tags: Ари, Бааль Сулам, Бейт Шаар hа-Каванот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments