Строматы

Название я, как можно догадаться, позаимствовал у Климента Александрийского. Строматы, образно говоря ковёр из лоскутков, камешки мозаики, стёклышки витража, искорки в бесконечно разнообразной картине Мироздания,  крупицы мудрости не Мира сего, не властителей Мира сего, но  Мудрости Божией, произнесённой в Тайне, прикровенно. (1 Кор 2:6-7)

Когда стал читать исходные тексты на тех языках, на которых они написаны, тут же увиделось, что они весьма поэтичны - чего не скажешь об имеющихся переводах на русский язык (когда и если таковые, вообще, есть). Попробовал и был немало удивлён, когда оказалось, что и по-русски текст складывается в ритмические фразы - вне зависимости от языка исходника: арамейский, иврит, коптский, греческий, и при этом перевод получается практически дословным. С той поры этим и занимаюсь - на момент написания этих слов года уж два с половиною. Эпизодически выкладывал фрагменты на разных площадках, посылал по почте сподвижникам и тем, кто проявлял интерес. Пришла пора свести воедино. И почему бы не здесь?


Collapse )
Ари

Хаим Виталь [со слов Ари]. Врата кругооборотов

Начало 28[1]

28.1) Знай, что в ЗА есть три мохин, и это Хохма и Бина (ХуБ) и между ними третий моах, называемый Даат, который состоит из Хеседа и Гвуры (ХуГ), двух венцов. Когда же согрешил Адам (АР), это привело к тому, что моах Даат спустился вниз, [в место] между двумя плечами ЗА, в высшую треть Тиферет, которая [доходит] до Хазе, и там хасадим отделились [и вошли] в правое плечо, а гвурот  в левое плечо.
          
Как известно, Каин и Эвель родились после того, как Адам согрешил. И вот, Каин был от тех гвурот, что [находились] в левом плече после того, как они туда спустились, и не было [уже] у них тогда свечения, как когда они были наверху, в само́м моахе, и это одно ухудшение (гераон).
Collapse )
Ари

Хаим Виталь [со слов Ари]. Врата кругооборотов

Начало 27[1]

27.1) Знай, что нет  человека, у которого не было бы души-нешама в состоянии окружающего света (ОМ) и внутреннего света (ОП) по тому же подобию, как мы выяснили в теме о ЦеЛеМ де-мохин де-ЗА.
          
И вот, когда родились Надав и Авиhу и пришли в мир, было положено начало обустройству корня Каина – второму корню от Адама, более возвышенному, и туда пришли и включились все нешамот, что в этом в/у корне, в образ (целем) Надава и Авиhу, в виде окружающего света, что над ними. Но всё ещё все эти нешамот не были очищены, кроме двух искр – самих Надава и Авиhу. Во всех же остальных нешамот от этого корня, которые пришли, включёнными туда, в образ окружающего света Надава и Авиhу, внутри каждой из них была своя злая клипа. И когда рождается другая нешама из тех, что были включены в образ Надава и Авиhу и приходит в этот мир, эта нешама очищается (наки) и становится чистой (таhора) от клипот, а все остальные нешамот от этого корня приходят включёнными в образ этой очищенной души, но всё ещё пребывающими внутри своих клипот.
Collapse )

Из книги Зоhар, Мишпатим. Старец (с комментарием "Сулам")

(окончание, пп. 346-370)

346) Можно ли представить, что все притеснения, что были в мире, увидел царь Шломо, как сказано в Писании: «и увидел все притеснения»? Но что суть «притесняемые», о которых сказано? И отвечает: Это младенцы (йонкин. БС: еладим, «дети»), что умирают на коленях матерей своих – они суть притесняемые со множества сторон: их притесняют в месте вышнем, в высях, со стороны их духа (руах), и притесняют внизу, со стороны тела (гуф).      
И вот, воспряли эти сподвижники, так это, но
всё же много их, тех притесняемых. Сказал он себе: Встань,  старче, воспрянь в своей силе! Старче, скажи слова свои! И ты воистину без страха их будешь говорить!
        
Collapse )

Из книги Зоhар, Мишпатим. Старец (с комментарием "Сулам")

(пп. 340-345)

340) Там мы учили: каждый день вставал Шломо рано утром, обращал лицо своё к восточной стороне, а это Тиферет, средняя линия, и увидел то, что увидел. Затем возвратился к южной стороне, а это Хесед, правая линия, и увидел то, что увидел. А затем возвратилсяя к северной стороне, а это Гвура, левая линия, и встал там, очи свои опустил и голову поднял.
         
341) В этот час явились (здесь и далее в этом пункте атьяин/баим, досл. «приходят») огненный столп и облачный столп[1]. Над облачным столпом явился один орёл. И это был орёл большой, могучий. И так явился этот орёл, что правое крыло его – над огненным столпом, а тело и левое крыло – над облачным столпом. И приносил этот орёл два листа в клюве своём. Являлись облачный столп и огненный столп, и этот орёл над ними, и кланялись пред ликом царя Шломо.
Collapse )
Ари

Хаим Виталь [со слов Ари]. Врата кругооборотов

Начало 26

о том, что собою представляют души-нешамот[1]
        
26.1) Знай, что нет ни одной души-нешама в мире, которая была бы, Боже упаси, нагой, без одного хотя бы облачения, в которое она облачается в этом мире. И на это облачение скрыто указано в Зоhаре, в главе Мишпатим, словами Йевы-старца на стих: «одежды, пропитания и соития»[2] и на стих: «да позволит выкупить её»[3].
          
И разъясним теперь, что такое это облачение. Вот, всё, что случилось с Йосефом-праведником в этом мире с женою господина его Потифара, когда вышли десять капель семени из-под ногтей его ног, как сказали мудрецы[4] [на стих] «и устремились плечевины рук его»[5], то же случилось и с Йосефом-праведником высшим, то есть в Сфире Есод[6]. И когда вышли эти десять капель и искр святых нешамот из высшего Есода, мужа (захар), напрасно и не были восприняты маткой вышей жены (некева), клипот захватили эти души-нешамот.
Collapse )

Из книги Зоhар, Песнь Песней (с комментарием Сулам)

(пп. 461-479)

«Поставили меня стеречь виноградники»
          
461) «Поставили меня стеречь виноградники», поскольку я – та одна точка, что охраняет остальные буквы, что мною огласованы, и буду я их охранять – будучи носителем экрана де-Хирик, она объединяет правую и левую, и из этого соединения возникают («выходят») все буквы – ведь иду я в каждой букве, они же в меня распространились, благодаря как свечению Хохма, когда Малхут светит снизу вверх, так и экрану де-Хирик, носителем которого она является, все они в меня распространились.
Collapse )

«Скажи мне, любовь души моей»
          
469) Открыл рабби Шимон и сказал: «скажи мне, любовь души моей» и далее. Вот, я заметил, что во всяком месте, где написано «сказал», «скажи» и «скажет», все они – об Агаде, сказании, то есть, о привлечении Хохмы, поскольку Хохма называется «сказанием» (агада), и нужно в них вглядеться. И здесь написано: «скажи мне», и потому в этом тайна мудрости (хохмета/хохма), и нужно в неё вглядеться.
Collapse )

Из книги Зоhар, Мишпатим. Старец (с комментарием "Сулам")

Продолжение, пп. 317-339

317) Это голос женщины, которым голос Змея способен овладеть (леахада/леhитахез), как кобель сукой. Что это [означает]? И отвечает: А это – приди, узри: к голосу не каждой женщины в мире может прилепиться голос Змея и овладеть им, и быть с ним заодно (леhиштатеф, «принимать участие», «соработничать»), но только [голосами] двух женщин может голос Змея овладеть. Той («одной»), что не остерегается во время нечистоты своей, не соблюдая дней очищения, как подобает, либо совершает омовение на день раньше, и той («и одной») женщины, что уклоняется от соития, дабы мужу досадить – если мужу этого не нужно или он пренебрегает этим.
Collapse )

Из книги Зоhар, Мишпатим. Старец (с комментарием "Сулам")

Продолжение, пп. 289-316.

289) Открыл и сказал: «Слушайте, горы, спор Господень, и твердыни основ земли, ибо спор у Господа с народом Его»[1] и далее. О, старче! Доныне ты пребывал в глубинах моря, а ныне взошёл на горы могучие, дабы сразиться (досл. «соделать войну») с ними. Да, несомненно, до сих пор ты в море был могуч, доколе, проходя сквозь глубины морские, не встречался с теми горами могучими, что в море, и повстречался с ними. Теперь тебе сразиться нужно с глубинами моря и с этими горами.
          
Collapse )
Ари

Хаим Виталь [со слов Ари]. Врата кругооборотов

Начало 24

о вознаграждении душ (нешамот) праведников
          
24.1) Хотя об этом уже написано во Вратах речений мудрецов[1], где этому надлежащее место, (см. там), тем не менее, я снова приведу здесь их слова в том виде, как нашёл. Вот, что они сказали:
          
«И вот, теперь, когда («после того, как») мы сказали о наказании нешамот грешников, немного скажем о вознаграждении нешамот праведников, и этим разъяснится одно различие, которое мы нашли у мудрецов в различных их речениях, поскольку порой о ком-то говорят, что у него есть доля в грядущем мире, порой называют его сыном грядущего мира, а порой – приуготовленным для жизни в грядущем мире. И этому причина в следующем:
Collapse )

Начало 25

о сотворении гор, высот и  источников, и где на это есть намёки

25.1) И видел я со ссылкой на слова моего учителя такое разъяснение:
          
«О горах и высотах, что сотворил Творец, благословен Он, в этом мире, а также об источниках.
          
Знай, что так же, как на семь земель подразделяется высшая земля, Малхут, и по причине этой называется Бат Шева («дочь семи»), так и нижняя земля подразделяется на семь природныхъ зон, как известно, и ни в одной из частей, что есть на этой земле, нижней, не случается ничего, что не было бы результатом [действий] назначенного над ней управителем в вышних.
Collapse )